Бриз тур — навстречу приключениям!

Стамбул — столица четырех империй

Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград, Стамбул — так в разные времена называли столицу четырех империй: Римской, Византийской, или Восточной Римской, Латинской и Османской. Этот уникальный памятник архитектуры великих цивилизаций, ныне турецкий город Стамбул, находящийся на пересечении морских торговых путей, обосновался сразу в двух частях света — Европе и Азии. Сегодня морская жемчужина Турции является центром паломничества верующих двух религий, цитаделью мирового туризма. Восточный изыск, европейский шарм и этническое многообразие — в этом весь Стамбул.

Если ваш путь лежит по Черному морю, через Босфор, Стамбул вас встретит впечатляющей сценой: город-исполин вырастает из-за горизонта, протыкая небо десятками стрел-минаретов. Он охватывает с обеих сторон, намертво приковывает все внимание к себе и больше уж не отпускает. От входа в пролив и до пристани в бухте Золотой Рог — 25 км вод-ного пути. Самое яркое впечатление — это мосты, уникальные по инженерной мысли. Переброшенные на расстоянии пяти километров друг от друга, как некие божественные врата, они парят на огромной высоте. Первый — Босфорский, сооруженный в 1973 г. Второй — Султана Фатиха (1988 г.).

Тот, кто был в Стамбуле, запомнит путешествие надолго: город отнюдь не похож на лениво-туристические Анталию и Аланию. Стамбул живет для себя, а туристам лишь позволяет восхищаться своей красотой да купить флакон духов «Шанель» за десять долларов у пронырливого торговца с хитрецой в черных как уголь глазах.

Пропуская мосты над головой, приближаемся к месту назначения — гавани в бухте Золотой Рог. Стамбул вблизи напоминает дремучий лес, где под кронами вековых деревьев ютятся молодые побеги и кустарники: постройки разных времен, виллы из дерева и дворцы из мрамора соседствуют с каменными фортами и лачугами рыбаков.

Несмотря на пестроту разноуровневых строений, башню Галата. которая высится в европейской части Стамбула, трудно не заметить. Она стоит на высоте 140 м над уровнем моря, да и сама не «Дюймовочка» — без малого 70 м со шпилем. С ее крыши можно увидетьвсю панораму морского мегаполиса. А прямо у входа в гавань, на маленьком островке, замерла изящная Девичья башня XII в., построенная в классическом оттоманском стиле.

Бейоглу — новый район Стамбула. Он расположен севернее бухты и считается наиболее европеизированным местом, за что и назван правоверными мусульманами «городом неверных». На улице Независимости воздвигнуты частные особняки, крупныеторговые пассажи слифтами, ведущими не только вверх, но и под землю, супермаркеты и рестораны. Но даже здесь на каждом шагу можно встретить храмы всех вероисповеданий.

Подворье Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, например, приютилось на шестом этаже обычного старого дома в портовом районе Каракёй. Большой Раввинат, расположенный в бывшем квартале евреев-ашкенази, находится в здании синагоги. Все смешалось, а арабская мечеть вообще в XV в. была переделана из христианской церкви Святых Павла и Доминика, когда беглые мавры из Андалусии стали селиться возле нее. Притяжение и противостояние Востока и Запада стали самой сутью Стамбула, который как будто не смог решить, на каком берегу ему раскинуться, и поэтому выбрал оба.

Примечательно, что в городе с преобладанием мусульман находится резиденция Вселенского Патриарха. Она расположена в Фанаре, греческом районе шумного мегаполиса. Константинопольская православная церковь пережила на турецкой земле множество испытаний. После падения Константинополя в 1453 г. в этом районе сконцентрировалось большинство оставшихся в городе греков, которых называли фанариотами. Итогом Второй греко- турецкой войны (1919—1922 гг.) стал крупномасштабный обмен населением между двумя странами. По сути это была насильственная депортация из Турции греков и наоборот. Греческая община Константинополя стала исключением, однако многие предпочли

уехать. В сентябре 1955 г. в результате массовых погромов было уничтожено более 70 православных церквей, сожжено и разграблено около 2,5 тыс. греческих домов, 26 школ, осквернено кладбище в районе Валукли, где находятся могилы патриархов. В 2005 г. Турецкий профсоюз государственных служащих инициировал сбор подписей с целью перемещения резиденции Вселенского Патриарха из Турции в Грецию. Но пока традиции, сложившиеся на протяжении веков, остаются сильнее всех начинаний радикалов. В районе Галата, бывшем предместье Константинополя, сосредоточены генеральные консульства Великобритании, Германии. России,Франции и...турецкие бани. Их в Стамбуле несколько десятков. Вообще хамам — это тема для отдельного разговора, но знаю точно: кто хоть раз попробовал это удовольствие, рискует потерять вкус к русской или финской сауне. Казино в Турции запрещены, зато АО публичных домов всегда к услугам туристов и местных жителей.

Тринадцать веков славы

Старый город — район Эминёню — находится к югу от бухты Золотой Рог. В этой части Стамбула в полной мере сохранился средневековый облик. Узкие улочки, обилие караван-сараев, медресе. мечетей. С высоты птичьего полета кажется, что башенки-ракеты из белого мокрого песка каскадами ниспадают по холмистой городской долине почти до береговой кромки. И самая известная среди них — 43-метровая мечеть Султана Ахмеда с шестью минаретами. Она выложена изнутри двумястами тысяч преимущественно голубых плиток, на которые струится свет из 260 окон. Купола сплошь исписаны молитвами и украшены каменьями. Именно отсюда начинается путь паломников в Мекку.

Напротив мечети располагается еще один величайший архитектурный ансамбль, но уже христианский — собор Святой Софии Константинопольской.

Здесь же, в старом городе,—легендарный базар Капалы Чарши. Он существует со времен Османской империи, с XV в. Под его крышей велась торговля, заключались крупные финансовые сделки, проводились банковские операции,работала биржа. До середины XIX в. гранд-базар был центром работорговли. Сегодня это самый большой крытый рынок в мире, расположенный на 65 улицах, где есть два десятка ворот и 4 тыс. лавок.

Прогуливаясь по этому городу в городе, поглядывая на разноцветные витрины и отмахиваясь от назойливых продавцов всего на свете, невольно задумываешься о более чем двухтысячелетней истории Стамбула, на протяжении которой город успел несколько раз сменить имя и побывать столицей четырех империй. Нетрудно предположить. что пролилось при этом немало крови.

По преданию, основал город сын Посейдона Визант и назвал его Византи- ем. Случилось это в 667 г. до н.э. В 74 г. до н. э. город вошел в состав Римской империи, а в 330 г. император Константин Великий окрестил его Новым Римом, однако в историю он вошел как Константинополь. В этот период начинается строительство мощных крепостных сооружений вокруг города, а в связи с распространением христианства возводятся храмы и монастыри. В 1204 г. Константинополь, столица Византийской империи, был взят штурмом крестоносцами и подвергнутжесточайшему разграблению. Но в 1261 г. вернул статус главного города Византии.

Еще через 190 лет (в 1453 г.) город, захваченный султаном Мехмедом II, превратился в столицу Османской империи. Сотворив молитву во славу Аллаха, султан МехмедП повелел превратить собор Софии в мечеть. При просветителе Сулеймане I Законодателе Османская империя достигла апогея своего расцвета, значительно расширив территорию от Алжира до Басры и от Будапешта до Мекки, присоединив Ирак, Ливию и Юго- Восточную Европу. Переименованный в Стамбул, город стал не только сердцем великой империи, но и центром всего исламского мира. И оставался им до тех пор, пока в 1923 г. бразды правления не перешли к Анкаре, более защищенной со всех сторон материком и удаленной от морских маршрутов.

О том, как турки умеют и любят продавать, ходят легенды. Есть в Стамбуле места, где торговля возведена в самый настоящий культ, там почтенные владельцы лавок важно восседают за прилавком и с гордостью чадолюбивого родителя представляют на суд покупа-телей свой товар. Они настоящие профи: неуспеваешь оглянуться, как уже что-то купил. Устоять перед их шармом просто невозможно.

На Египетском базаре продаются специи из Восточной Азии. Индии и Китая. Базар выстроен из камня и кирпича, обеспечен шестью гостевыми входами и имеет продолговатую форму с приподнятыми южным и северным порталами. Бутики с идентичными товарами группируются под сводчатыми помещениями по так называемому анатолийскому принципу. Склады объединены общим двором. В торговых рядах пряностей, трав и специй угадывается запах корицы и шафрана, кардамона и зеленого тмина, кунжута и кинзы... Кроме специй здесь торгуют лекарственными растениями, цветочными маслами, амброй, пачулями, мускусом, афродизиаками. И конечно, какой же базар без восточных сладостей! Словом,тысяча и одна ночь с Шахерезадой и султаном.

Рука крестителя и зуб пророка

Рано или поздно вихрь людской толпы вынесет вас на свежий воздух. После суеты торговых рядов хочется насладиться чем-то по-настоящему величественным. Айя-София — одно из чудес света. Софийский собор был воздвигнут в 537 г., в период правления императора Юстиниана Великого. Вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме он считался самым большим христианским храмом в мире. Именно здесь в 1054 г. произошло разделение христиан на католиков и православных.

В соборе более сотни колонн из цветного мрамора, собранных по всей Византийской империи. Колонны из зеленого мрамора были привезены греками из храма богини Артемиды в Эфесе, который, по легенде, поджег Герострат, желая увековечить свое имя. А порфировые колонны доставили из римского храма Солнца. Знаменитая плачущая колонна, покрытая медью, обладает чудодейственной силой исполнения желаний. А из «холодного окна» даже в самый знойный день дует свежий ветер.

Софийский собор являлся главной святыней Константинополя на протяжении десяти веков независимо от того, какая религия становилась в городе официальной. Его стены украшали образа и кресты в христианский период. а во время исламского господства к нему пристроили минареты, украсили своды огромными медальонами с именами Аллаха, его пророка Мухаммеда, первых халифов и имамов, превратив в огромную мечеть. Многие уникальные мозаики были срублены или замазаны, так как мусульманская религия запре-щает изображать в храме людей и животных. Но, к счастью, изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола и выполненное в мозаике, было признано священным и сохранилось.

Не менее значим в рейтинге памятников старины дворец Топкапы, построенный в 1465 г. по велению султана Мехмеда II. Дворец Топкапы по праву считается центром исламизма, здесь жили и правили 24 султана. В его огромных палатах и подвалах хранятся троны и одеяния султанов, расположены оружейная палата и музей, в котором собрана уникальная коллекция турецкого оружия, орденов и медалей. Однако воображение туристов более поражает десница, якобы принадлежавшая Иоанну Крестителю, а также священные для мусульман мантия. волоски из бороды и даже зуб самого Пророка. Опять все смешалось...

Не уступает дворцу Топкапы и даже превосходит его по красоте и убранству дворец Долмабахче (тур., насыпной сад), построенный в 1856 г. в стиле турецкого ренессанса. Этот роскошный дворец поражал воображение европейских монархов середины XIX в., гостивших в Турции. Отом, насколько богато оформлен Долмабахче. красноречиво говорит простой арифметический подсчет: для внутреннего убранства комнат были использованы 14 т золота и 40 т серебра. На стенах — подлинники полотен известных европейских художников. Во дворце 46 залов, 285 комнат, шесть бань. Здесь, по красивейшему парку с елями, фонтанами, красочными клумбами, прогуливались последние турецкие султаны.

Восток и Запад тесно сплелись не только в религиозном и архитектурном смысле, придав Стамбулу его уникальный колорит, но и даже в самом бытовом. Мечеть Сулеймание (самая крупная в Стамбуле), например, дала последний приют Сулейману Великолепному и его жене Хасеки Хюррем, известной нам как Роксолана. Он — повелитель огромной империи. Она — Настя Лисовская, дочь священника с Западной Украины, которую султан взял себе в на-ложницы и сделал любимой женой.

Во время прогулки сменяются эпохи и менталитет, а вместе с ними и настроение. От византийского периода здесь сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения. Постройки османского периода характеризуются необычайным разнообразием и богатством стилей, в которых наблюдаются архитектурные традиции Ближнего Востока и стран Средиземноморья.

Всеядность Стамбула, вмещающего культуру восточного и западного миров, действительно впечатляет. В середине 1920-х гг. культовые сооружения перестали поощряться государством, строительство мечетей и медресе было резко сокращено, после чего главными чертами стиля города стали функциональность, простота и модернизм. Поэтому Стамбул столь космополитичен, в нем чувствуется связь времен и культур, и в душе путеше-ственника навсегда остается ощущение самого настоящего волшебства.

Источник: Discovery

Размещено в История, Страны.
Метки: , .

Ранее в этой же рубрике:


К записи 2 комментария

хотелось бы узреть это великолепепие



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.